Клавикорд |
– небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук. |
Клавир |
– общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.). |
Klangfarbenmelodie (нем.) |
– понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам. |
Кластер |
– диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков. |
Ключ |
– 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента. |
Ключевые знаки |
– бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор |
Кода |
– заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация. |
Колоратура |
– виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере. |
Con brio (кон брио) |
– обозначение выразительности: «живо». |
|
Con moto (кон мото) – обозначение темпа и выразительности: «с движением». |
Con fuoco (кон фуоко) |
– обозначение выразительности: «с огнем». |
Консонанс |
– созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей. |
Контральто |
– самый низкий по регистру женский голос. |
Контрапункт |
– тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью. |
Контрафагот |
– большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота. |
Контртенор |
– очень высокий мужской голос (выше тенора). |
Концертино |
– в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo. |
Концертмейстер |
– 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах. |
Concertato (кончертато) |
– стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д. |
Cornetto (корнетто) |
, цинк – деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд. |
Crescendo (крещендо) |
– обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой |
Лады |
– 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических («по белым клавишам») модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков. |
Larghetto (ларгетто) |
– 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе. |
Largo (ларго) |
– буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе. |
Legato (легато) |
– обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками. |
Leggiero (леджиеро) |
– обозначение выразительности: легко, грациозно. |
Лейтмотив |
– в операх Рихарда Вагнера (и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) – мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями. |
Lento (ленто) |
– обозначение темпа: медленно. |
Либретто |
– текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме. |
лига |
– изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты. |
Lied (нем. «песня») |
– термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в. |
Лирическая опера (opéra lyrique) |
– термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand opéra) и «комической оперой» (opéra comique). |
L»istesso tempo (листэссо тэмпо) |
– «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности. |
Лютня |
– струнный щипковый инструмент. См. ЛЮТНЯ. |
Ma non troppo (ма нон троппо) |
– не слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро. |
Мадригал |
– 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв. |
Мажор и минор |
– термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени. |
|
|
Мануал |
– клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина. |
Marcato (маркато) |
– обозначение выразительности: отчетливо, с ударением. |
Медианта |
– III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре. |
Мелизмы (украшения) |
– 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. |
Мелкая нота |
– нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»). |
Мелодия |
– музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур. |
Meno (мэно) |
– «менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро. |
Метр |
– ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). |
Метра и размера обозначения |
– метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти. |
Метроном |
– механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в. |
Mezza voce (мецца воче) |
– вполголоса. |
Mezzo forte (меццо фортэ) |
– не очень громко. |
Меццо-сопрано |
– женский голос средней высоты, между сопрано и контральто. |
Микротон |
– интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе). |
Минимализм |
– музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала. |
Модальность |
– способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»). |
Moderato (модерато) |
– обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro. |
Модуляция |
– в мажоро-минорной системе смена тональности. |
Molto (мольто) |
– очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно. |
Монодия |
– 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением. |
Мордент |
– украшение (мелизм), состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз. |
Мотив |
– краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения. |
Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) |
– распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон). См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ. |
Musique concrète (франц.) |
– одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям. |
Настройка |
– процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов. |
Неаккордовый звук |
– звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним. |
Невматический стиль |
– в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев. |
Невмы |
– знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками. |
Неоклассицизм |
– одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма. |
Non troppo (нон троппо) |
– не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро. |
Нота |
– графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук. |
Нотный стан |
совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме. |
Обертоны |
– призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов. |
Obligato (облигато) |
– 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира. |
Октава |
– интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2. |
Октет |
– ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава. |
Opus (опус) |
(лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора. |
Органный пункт, педаль |
– выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом. |
Органум |
– форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. |
Основной тон |
– главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.). |
Ostinato (остинато) |
– многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах). |
Пандиатоника |
– стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии. |
Параллельное движение |
– восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами). |
Параллельные аккорды |
– восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией. |
Параллельные мажор и минор |
– мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор). |
Patter song (англ.) |
– юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо. |
Пауза |
– термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих. |
Pesante (пезанте) |
– обозначение выразительности: тяжело. |
Пентатоника |
– пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской. |
Перекрестный ритм |
– одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного. |
Перечение |
– близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены. |
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) |
(лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца. |
Pianissimo (пианиссимо) |
– очень тихо; сокращенно: pp. |
Piano (пиано) |
– тихо; сокращенно: p. |
Piu (пиу) |
– больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее. |
Pizzicato (пиццикато) |
– щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами. |
Плагальный |
– 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон. |
Полимодальность |
– одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов). |
Полиритмия |
– одновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах. |
Политональность |
– одновременное звучание двух и более тональностей. |
Полифония |
– склад письма, предполагающий самостоятельное движение каждого из двух или более голосов. См. ПОЛИФОНИЯ. |
Полутон |
– половина тона, или 1/12 октавы. |
Portamento (портаменто) |
– скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных. |
|
|
Portato (портато) |
– способ звукоизвлечения, между legato и staccato. |
Постлюдия |
– инструментальная пьеса, исполняемая после окончания службы в западной христианской церкви (обычно на органе), а также самостоятельная инструментальная или оркестровая пьеса, напоминающая «послесловие». |
Примадонна |
– ведущая исполнительница женских партий в оперном театре. |
Программная музыка |
– инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа. |
Проходящий звук |
– звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта). |
Prestissimo (прэстиссимо) |
– обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto. |
Presto (прэсто) |
– обозначение темпа: очень быстро. |
Псалмовые тоны |
– относительно простые мелодические формулы – модели, по которым исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие богослужебные тексты. |
Пунктирный ритм |
– ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты. |
Разработка |
– развитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной формы (сонатного аллегро). |
Разрешение |
– движение от диссонанса к консонансу. |
Ракоход |
– возвратное, от конца до начала, движение темы. |
|
|
Rallentando (раллентандо) |
– обозначение темпа: постепенно замедляя. |
Распев, роспев |
– система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий. |
Регистр |
– 1) группа органных труб, создающих определенный тембр; 2) определенный участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет). |
Реприза |
– заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной. |
Респонсорий |
– песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей. |
Рефрен |
– 1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне). |
Ripieno (рипиено) |
– в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti. |
Ritardando (ритардандо) |
– обозначение темпа: постепенно замедляя. |
Ritenuto (ритенуто) |
– обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando. |
Ритм |
– временная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков. |
Ритурнель |
– буквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов, исполнявшихся солирующими инструментами). |
Рококо |
– стиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий. |
Rubato (рубато) |
– гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности. |
Ряд, серия |
– основная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может состоять из разного числа неповторяющихся звуков. |
Свинг |
– стиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов. |
Связка |
– фрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому. |
Секвенция |
– повторение мотива или фразы на другом высотном уровне. |
|
|
Секстоль |
– деление ритмической доли на шесть равных частей. |